В статье разберемся, какие детские психотипы бывают и как определить тип личности ребенка. Мы собрали для вас самые популярные методики, а также подготовили тест, который поможет родителям лучше понять своих детей.
От чего зависит тип личности ребенка и зачем его знать
Психотип ребенка - это комплекс устойчивых психологических особенностей личности. Он отвечает за реакцию на разные жизненные ситуации и за способ восприятия мира. В том числе показывает, как ребенок реагирует на стресс, усваивает новую информацию и какие выбирает методы достижения цели.
Формируется тип личности постепенно, под влиянием многих факторов. Основа закладывается еще до рождения: наследственность играет важную, но не единственную роль. Окружающая среда, культура, общество и личный опыт - все это шаг за шагом выстраивает характер.
Чем лучше вы понимаете психотип своего ребенка, тем легче вам с ним взаимодействовать. Это помогает говорить с ним на одном языке, видеть причины поступков и давать важную информацию в близкой и понятной для него форме.
И хотя темперамент не определяет будущее малыша, он подсказывает, какой стиль воспитания будет самым эффективным. Зная его, вы будете понимать, на что обратить внимание и как помочь ребенку быстрее адаптироваться в сложной для него обстановке.
Один из примеров типов личности детей:
- индивидуальный - самостоятельный, часто говорит "я сам", стремится к независимости, отказывается от помощи и выбирает одиночные игры;
- социальный - общительный малыш, которому нравится находиться в группе других детей, любит командные игры и проявляет дружелюбие к новичкам;
- рациональный - предпочитает порядок, правила, по-своему расставляет игрушки и логично рассуждает;
- эмоциональный - впечатлительный ребенок, с чувством реагирует на все происходящее, ярко радуется и отчаянно плачет, остро воспринимая чужие эмоции.
Существуют и другие классификации, ниже рассмотрим самые популярные из них.
Как определить психотип ребенка
Определить тип личности ребенка можно разными способами. Например, понаблюдать за его поведением в разных ситуациях или обратиться к специалисту по типированию.
Самый простой и быстрый способ с точным результатом - пройти тест на определение психотипа ребенка по MBTI. Если ребенку до 12 лет, родитель отвечает на вопросы, ориентируясь на то, как он ведет себя в повседневной жизни. Для подростков на нашем сайте есть своя версия теста МБТИ - школьник может сам отвечать на вопросы.
А если вы хотите знать больше о детских типах личности, рекомендуем пройти обучающий курс по типированию детей.
Способ восприятия информации и детские типы личности
С рождения ребенок воспринимает информацию через три основных канала: слух, осязание, зрение. Но в последние годы к этому ряду присоединился четвертый - порядок (система). Специалисты выделяют 4 психотипа.
Тип личности |
Описание |
Кинестетик |
- Сосредоточен на тактильных ощущениях.
- Активный малыш, который старается все потрогать руками и попробовать на вкус.
- Для него особое значение имеет комфортная одежда, чтобы ничего не чесалось, не кололось и т.д.
|
Аудиал |
- Лучше усваивает информацию на слух.
- Легко запоминает детали разговоров и обладает способностями к иностранным языкам.
- Чтение и письмо вызывают у него трудности.
|
Визуал |
- Мыслит образами, картинками.
- Наглядное пособие доносит до него больше смысла, чем слова.
- Следит за своей внешностью.
|
Дигитал |
- Для него первое место занимает логика, системность и рационализм.
- Проявляет мало эмоций, но старается понять, как все устроено.
- Его привлекает не сказочный полет Бабы-Яги в ступе, а как эта самая ступа может летать.
|
Методика Майерс-Бриггс (MBTI)
Типология Майерс-Бриггс основана на наблюдениях Карла Юнга и предполагает "постепенное" типирование детей. То есть изначально определяется три основные функции характера и соответствующий психотип, а после 12-13 лет добавляется четвертая функция, которая в раннем детстве неярко выражена.
Поэтому в детской системе МБТИ всего 8 психотипов, вместо 16.
Тип личности |
Описание |
INJ - интроверсия, интуиция, суждение |
- Любопытный ребенок с развитым воображением, который часто "почемукает" и обладает сильным чувством прекрасного. Ему нравится слушать музыку, читать книги и смотреть на красивые картины.
- Шумные компании и командные игры его не привлекают, он предпочитает наблюдать за ними со стороны, а не участвовать. При этом любит играть с кем-то вдвоем, а соревнования выбирает индивидуальные.
- То и дело погружается в собственные мысли и фантазии, но делиться с другими не спешит. Серьезно и креативно подходит к любым задачам, проявляет свою индивидуальность и старается сделать все идеально.
- Если за что-то берется, то прикладывает максимум усилий, но не ради похвалы, а для себя. Мнение окружающих его мало волнует.
- Любит четкий распорядок дня, пытается структурировать свою жизнь в силу возраста, не переносит хаоса и спонтанных мероприятий. Родителям лучше заранее предупреждать его о прогулках, обеде и поездках.
- Это серьезный и вдумчивый малыш, поэтому кажется, что он гораздо старше своих лет.
Сильные стороны: находчивость, упорство, изобретательность, умение просчитывать последствия, усидчивость.
|
IFP - интроверсия, чувство, восприятие |
- Тихий, спокойный ребенок, чувствительный и нежный. Наделен артистичным характером, любит животных и расположен к людям. С новыми знакомыми ведет себя застенчиво и привыкает к ним постепенно.
- Мысленно идеализирует мир, все принимает близко к сердцу и старается всем угодить. В любой ситуации остается добрым, миролюбивым и готовым помочь. При этом сам нуждается в ласке, любви и заботе.
- Легко адаптируется к быстро меняющемуся миру, обладает мягким, неторопливым нравом. Комфортно чувствует себя в состоянии хаоса и неожиданных перемен. Всегда готов перестроить свои планы и попробовать что-то новое.
Сильные стороны: преданность, доброта, искренность, гибкость.
|
ISJ - интроверсия, ощущение, суждение |
- Нуждается в стабильности и личном пространстве.
- Изобретательный и практичный, любит правила и всегда соблюдает инструкции.
- Свои мысли и чувства скрывает даже от самых близких, часто бывает задумчивым и тихим. Воспринимает слова буквально, плохо понимает метафоры и сравнения. Если задает вопрос, то хочет получить прямой, конкретный ответ.
- Серьезно подходит к жизни, на все имеет свое мнение и не привык идти на компромиссы. В общении ведет себя сдержанно, даже настороженно. Любит командные игры и соревнования, но лидерских амбиций не проявляет, предпочитая оставаться в тени.
Сильные стороны: аккуратность, чистоплотность, трудолюбие, ответственность.
|
ITP - интроверсия, мышление, восприятие |
- Рассуждает логично и объективно, но остается склонным к риску и авантюрам. Не терпит ограничений, контроля, чужих правил и рьяно защищает свою независимость.
- Наблюдательный и любопытный, быстро усваивает информацию, глубоко изучает каждую тему, но также быстро теряет интерес. Часто меняет хобби.
- Играть и работать предпочитает в одиночестве. В общении тихий и честный, выбирает маленькую компанию близких друзей, не любит быть в центре внимания. Не выносит вранья и полуправды, а эмоции проявляет сдержанно.
Сильные стороны: гибкость, внутреннее чувство справедливости, наблюдательность, легкость в общении.
|
ENP - экстраверсия, интуиция, восприятие |
- Активный, любопытный, изобретательный. Всегда полон идей, любит обсуждать свои мысли и часто бывает инициатором игр, проектов, самодеятельности.
- Общительный и независимый, спешит стать "главарем банды" и не хочет подчиняться другим. Хотя и стремится быть в центре внимания, может отказываться от помощи и делать все самостоятельно.
- В обществе старается выделиться, привлечь взгляды, доказать свою оригинальность. С удовольствием участвуют в спектаклях, любит разыгрывать трагедии на публику и драматизировать происходящее.
Сильные стороны: оптимизм, жизнелюбие, энтузиазм, общительность, вера в себя.
|
ETJ - экстраверсия, мышление, суждение |
- Уверенный, самостоятельный, энергичный и упрямый. Его любопытство проявляется в бесконечных "почему?", а вопросы могут быть настолько разнообразными и неожиданным, что сбивают с толку даже интеллектуалов.
- За дело берется с энтузиазмом, выбирает активные игры и спорт, обладает сильной волей к победе. Может быть частью команды, но предпочитает руководить, а не подчиняться. По натуре это лидер, независимый и настойчивый.
- В общении проявляет себя честным и прямолинейным человеком, но ему недостает эмпатии. Чужие чувства для него всегда загадка, и он нередко обижает друзей своими словами.
Сильные стороны: логика, целеустремленность, упорство, дружелюбие, высокая самооценка.
|
EFJ - экстраверсия, чувство, суждение |
- Тонко чувствует других людей, расположен к общению и радушно относится к окружающим. Не любит конфликтов и долго переживает из-за ссор.
- С энтузиазмом берется за любое дело. Старается выполнить работу идеально и строго смотрит даже на самые маленькие недочеты.
- Ему нравится помогать другим и получать за это благодарность. Любит внимание, много говорит и активно участвует во всех затеях. Комфортно чувствует себя в школе и нередко занимает лидерскую позицию в классе. Но эмоционально реагирует на все замечания и обижается на критику.
- Проявляет силу характера, однако, нуждается в ласке и объятиях близких. Хочет, чтобы его труд обязательно заметили и похвалили.
Сильные стороны: доброта, общительность, трудолюбие, эмпатия.
|
ESP - экстраверсия, ощущение, восприятие |
- Энергичный, стремится проявить себя "масштабно". Если игра, то участвуют все игрушки, а квартира превращается в "поле битвы". Если решил стать поваром, то эксперименты будут обязательно с настоящими продуктами.
- Родителям нужно направить его неугомонный и пробивной характер в безопасное русло. Предложить не самые "разрушительные" игры и четко обозначить территорию, на которой он может быть полновластным хозяином.
- У него особая связь с природой, он интуитивно понимает ее, любит животных и растения. Обладает чувством прекрасного и умеет наслаждаться окружающим миром.
- Хочет быть заметным, с удовольствием участвует в утренниках, рассказывает стихи и берет на себя роль главного заводилы. Кроме того, его привлекают спортивные соревнования и любые физические нагрузки.
- Несмотря на свою активность, он практично смотрит на вещи, не выходит за рамки дозволенного и не подвергает себя опасности.
Сильные стороны: щедрость, наблюдательность, хорошая память, дружелюбие.
|
Типы по Толкачеву и Перельштейн
Виктор Толкачев выдвинул теорию о 8 типах личности на основе работ З. Фрейда. Его ученица Людмила Перельштейн скорректировала его версию с учетом детской фантазии и психологии, опираясь на распределение ролей в индийском племени. Получилось немного сказочно, но образно.
Тип личности |
Описание |
Болтушка |
- Активная речевая коммуникация - его отличительный признак, он может рассказать, объяснить, договориться.
- Даже если еще не умеет разговаривать, малыш активно агукает, шевелит губами, языком и издает разные звуки.
- Его важно слушать - это поможет родителям избежать многих проблем.
|
Хранитель очага |
- Главные черты - терпение, справедливость и основательность действий.
- Ребенок тщательно и долго жует, дольше других одевается, к цели идет медленно, но сбить его с пути практически невозможно.
- Для него основные "двигатели" - поддержка близких и вера в себя.
|
Вождь |
- Это генератор идей, инициатор всех возможных шалостей и предводитель "банды".
- Любит руководить другими и нарушать запреты, но ему трудно сосредоточиться на чем-то одном.
- Родителям придется потрудиться, чтобы направить его энергию в спокойное русло.
|
Калькулятор |
- Ориентирован на расчет и дисциплину.
- Во всем ищет выгоду, нередко от него можно услышать вопрос: "А ты мне что за это?".
- Ему важно объяснить разницу между рациональным подходом и жадностью или зависимостью от богатства.
|
Силач |
- Для него ведущую роль играют стабильность и традиции.
- У малыша есть любимые книжки, игрушки, одежда, а на все новое он реагирует настороженно.
- Искренне хочет помочь старшим, проявляет энтузиазм в спорте, активных играх и любит физически трудные задачи.
|
Тайный советник |
- Это маленький "серый кардинал", самостоятельный и волевой, который хочет влиять на людей тайно.
- Обычно признает лидером только маму и выбирает одиночные игры.
- Взрослым важно просто быть рядом и принимать ребенка, не пытаясь "вытолкнуть его на сцену".
|
Слухач |
- Воспринимает жизнь через звуки: приятная мелодия вызывает восторг, а злой тон речи раздражает.
- Защитной реакцией становится "глухота", на все неприятное он говорит: "Я не слышал".
- Проявляет способности к музыке, иностранным языкам, но может не замечать внешний мир, "влетает" в двери и людей.
|
Художник |
- Тонкая, чувственная натура с личным ощущением гармонии.
- Постоянно сидит на руках у мамы и совсем не хочет перебираться в отдельную комнату.
- Любопытный фантазер и мечтатель, который нуждается в безусловной любви и защите.
|
Типология Анны Быковой
Автор серии "Ленивая мама" выделала 4 детских психотипа. Но она же напоминает, что тип личности у ребенка может быть и смешанным, просто какой-то из 4-х окажется ведущим.
Тип личности |
Описание |
Звездный |
- Любит быть в центре внимания, в ход идет все - танцы, стихи, кривляния и неожиданные выходки.
- Часто меняет свои увлечения, везде старается оказаться первым и тянет руку на уроке, даже если не знает ответа. Ведь для него главное - не оценку получить, а быть заметным для всех.
|
Творческий |
- Здесь граничат креативность и любопытство.
- Это увлекающийся ребенок, который нуждается в контроле, чтобы не потерять связь с реальностью. Ведь если его заинтересовало макраме, то уроки делать уже некогда.
|
Дружелюбный |
- Может быть шумным или, наоборот, тихим, но рядом с ним всегда комфортно. Это настоящий друг, который придет на выручку, и душа компании.
- Нуждается в понимании и поддержке близких, особенно, в периоды апатии.
|
Правильный |
- Соблюдает правила, инструкции и педантично подходит к любому вопросу.
- Слушается старших и тех, кто сильнее, но стремится занять лидерскую позицию везде, где может.
- Ему важно с пеленок прививать морально-нравственные ценности и объяснять, что сила не всегда равна правде.
|
По Гиппократу
Гиппократ описывал типы личности в зависимости от жидкостей, преобладающих в организме. И хотя современная наука этой связи не подтверждает, названия темпераментов ассоциируются с его именем.
Тип личности |
Описание |
Сангвиник |
- Эмоциональный, энергичный, разговорчивый и хаотичный ребенок.
- Ему трудно сконцентрировать внимание на чем-то одном, но он с удовольствием "впитывает" новую информацию и навыки.
|
Флегматик |
- Спокойный, мягкий, бесконфликтный.
- Надежный и верный друг, но ему тяжело сделать первый шаг к знакомству. Он просто "плывет по течению", не проявляет инициативы и теряется при необходимости принять решение.
|
Холерик |
- Точно знает, чего хочет - это уверенный лидер.
- Считает сложные задачи личным вызовом и будет бороться до победного.
- Однако, ему тяжело управлять своими эмоциями и воспринимать чужие.
|
Меланхолик |
- Это философ, который предпочитает созерцать мир и размышлять.
- Ему трудно дается коммуникация, а круг интересов часто уходит далеко от модных направлений.
- Важно научить его контролировать негативные мысли и поддерживать эмоциональное равновесие.
|
По Леонгарду
Немецкий психиатр Карл Леонгард выделил 10 психотипов, в зависимости от проявлений личности, характера и темперамента.
Тип личности |
Описание |
Возбудимый |
- Эмоциональный, спонтанный, ему трудно усидеть на месте.
- Легко увлекается, но быстро бросает начатое, им движет сиюминутное "хочу".
- Его нужно научить контролировать свои желания, управлять порывами и эмоциями.
|
Педантичный |
- Аккуратный и усидчивый ребенок, который часто занимает пассивную позицию.
- Старается четко следовать плану и системе, но все время сомневается в правильности своих действий.
- С радостью перекладывает ответственность на других, но усердно выполняет все задания ради лучшего результата.
|
Демонстративный |
- Настоящий артист, яркий и импульсивный.
- Искренне верит в свои фантазии, и ложь сливается с реальностью так прочно, что даже взрослые принимают его выдумки за правду.
- Обладает неустойчивым настроением.
|
Застревающий |
- Близко к сердцу воспринимает все происходящее, бывает подозрительным, настороженным и сомневается во всех.
- Ярко переживая эмоции, имеет привычку "застревать" в них и долго помнит обиды.
- В стремлении к цели проявляет настойчивость и завидное упрямство.
|
Тревожный |
- Застенчивый ребенок, который прячется за мамину спину и аккуратно присматривается к новой компании.
- Испытывает трудности перед знакомством, публичными выступлениями, проверками и экзаменами, не может за себя постоять.
- На замечания и критику реагирует болезненно.
|
Дистимический |
- Вдумчивый, неторопливый ребенок, который чаще сосредоточен на негативе.
- Замкнутый, малообщительный.
- И хотя он ценит своих друзей, заводить новые знакомства ему трудно.
|
Экзальтированный |
- Обладает переменчивым настроением и всегда впадает в крайность эмоций. Если радуется, то до "потолка", если расстраивается, то до отчаяния.
- Быстро привязывается к людям, легко поддается панике и преувеличивает происходящее.
|
Циклотимический |
- Это ребенок с неустойчивым эмоциональным фоном, его настроение и самооценка меняются каждые несколько дней в ответ на внешние факторы.
- Для него очень важна поддержка и четкие инструкции на случай "приступа пессимизма".
|
Эмотивный |
- Отзывчивый и эмпатичный.
- Считывает чужие эмоции, помогает старшим, ухаживает за животными и растениями, но кажется пугливым и встревоженным.
- Нуждается в поддержке и ласке больше сверстников.
|
Гипертимический |
- Активный, разговорчивый и самостоятельный ребенок с задатками лидера.
- Жестко отстаивает свою независимость.
- В любой компании хочет быть командиром, не любит правил и ограничений.
|
Как стать лучшим родителем
Психотип формируется постепенно, но даже новорожденный ребенок проявляет определенные качества в силу своего возраста. Один громко агукает, не любит тишину и все время требует маму, другой увлеченно занимается игрушками, а третий начинает плакать от шума. Поэтому одни и те же способности у разных психотипов нужно развивать разными путями.
Зная тип личности, вы можете подсказать ребенку эффективные инструменты для адаптации в новом коллективе, помочь со сложными вопросами и даже избежать подросткового бунта. Ведь правильное проявление любви и поддержки не только наладит ваши отношения, но и даст ему прочную основу для общения с внешним миром и добавит уверенности в себе.
Индивидуальный подход - это не пустой звук, а реально эффективное средство. Мягкому и замкнутому малышу нужно больше любви и понимания, он может растеряться от крика или зациклиться на критических замечаниях. А вот энергичному и неугомонному иногда требуются "ежовые рукавицы", при этом они пойдут только на пользу.
В современной психологии выделяют 4 основных типа воспитания детей:
- Авторитетный, когда родители предъявляют требования, но остаются отзывчивыми. Здесь четко выделяется баланс между дисциплиной и чувством искренней любви.
- Попустительский, когда взрослые предоставляют ребенку почти полную свободу и самостоятельность. Не контролируют его увлечения и не делятся своим жизненным опытом.
- Невосприимчивый - стиль воспитания, где отсутствует обратная эмоциональная связь. Взрослые слушают, но не проявляют реального интереса к мечтам, горестям и потребностям ребенка.
- Авторитарный. Это модель поведения с завышенными стандартами, где от сына или дочери требуют быть первым везде и во всем, но забывают хвалить и прислушиваться к его личным желаниям. Это форма воспитания отличается жестким контролем и гиперопекой, где ребенок должен четко соблюдать все установленные правила без объяснения причин.
Авторитетный подход считается самым сбалансированным, и к нему нужно стремиться. Однако, в порыве стать безупречными родителями, многие увлекаются и забывают, что "хорошие" родители прежде всего хотят помочь ребенку реализовать его таланты, а не похвастаться ими перед другими.
Быть лучшим родителем - это заветное желание каждого, у кого есть дети. И первый шаг к идеальному родительству - понимание своего ребенка. Чем лучше вы знаете его психотип, тем легче вам с ним договориться, предсказать реакцию и понять мотивы его действий.
Зная тип личности ребенка, вы будете понимать, где прячутся его раздражители и что его радует. Эти знания помогут выбрать правильную линию общения с ребенком и метод воспитания.
Родителям можно также освоить технику REV:
- R - активное слушание. Во-первых, нужно позволить ребенку высказать все, что его волнует, идеи, мысли, эмоции. И ответить ему, повторив его слова. Если он говорит "Я злюсь", нужно ответить "Я вижу, что ты злишься" и т.д. Старайтесь, чтобы ваша интонация соответствовала эмоциям ребенка - была спокойной, сочувствующей или радостной, в зависимости от ситуации.
- E - эмпатия. Дайте обратную эмоциональную связь: "Я бы чувствовал то же самое в такой ситуации", "Как я тебя понимаю" и др.
- V - проверка. Только после выполнения первых двух пунктов переходите к рекомендациям и подсказкам. Например, "Обидно, что твой друг тебя обманул, но это отличный урок, чтобы сделать выводы и лучше разбираться в людях в будущем".
Такая техника позволит установить глубокую эмоциональную связь со своим ребенком. Вы сможете не только научить его справляться с эмоциями, но и слышать ваши советы. А если вы еще сомневаетесь, к какому типу личности относится ваш ребенок, рекомендуем пройти наш тест на определение психотипа.
Комментарии