В статье разберемся, что делать, если ребенок не уверен в себе. Узнаем причины неуверенности и как она проявляется у разных детей. А также мы собрали рекомендации для родителей, которые помогут ребенку поверить в свои силы.
Причины детской неуверенности
Неуверенность - это состояние, в котором человек постоянно сомневается в своих силах и способностях, в своем выборе и личной значимости. Он не может принять даже самое простое решение, боится привлекать к себе внимание и высказывать свое мнение.
Детская неуверенность формируется на основе окружающей социальной обстановки, своего отрицательного опыта и воспитания. Маленький ребенок еще не умеет отсеивать негативные события, а потому все происходящее создает основу для формирования характера.
3 основных причины, почему ребенок неуверен в себе.
- Проблемы социальной адаптации. Это главная причина сомнений и нерешительности у малышей. Такие сложности, в основном, возникают при общении с агрессивными сверстниками или при неправильно выбранной модели воспитания. Общение с окружающими формирует характер, вырабатывает способ взаимодействия с ними и реакцию на стрессовые ситуации. А заученные в детстве модели поведения тяжело изменить.
- Психологические трудности. Это может быть приобретенная черта или генетическая особенность. Дети остро реагируют на стресс и близко к сердцу принимают неудачи. При этом может активизироваться режим выученной беспомощности: прошлый неудачный опыт заставляет отказаться от попыток как-то изменить положение в свою пользу.
- Заболевания психологического характера. Возможны неврозы, депрессии, тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, социофобия и другие психологические заболевания. В этом случае неуверенность ребенка может быть следствием такой болезни. Тогда для коррекции ситуации может потребоваться помощь психолога.
Основные факторы, которые вызывают неуверенность у детей:
- Буллинг. Насмешки, издевательства, оскорбления рождают чувство незащищенности, негативно влияют на самооценку и не дают реализовывать свои таланты.
- Внешние особенности могут стать основой внутренней неуверенности, даже если не подвергаются насмешкам со стороны. Если ребенок по какой-то причине считает, что не соответствует своему идеалу, то начинает стесняться, замыкается и теряет уверенность.
- Восхваление без критики. "Перехваливание поделок" рождает самоуверенность. И когда ребенок сталкивается с трудностями или более талантливыми ребятами за пределами семьи, теряет веру в свои силы. Более того, он также теряет доверие к близким и воспринимает их похвалу как ложь.
- Бестактность взрослых. Любящие мама и папа не хотят навредить малышу, но на эмоциях могут высказываться нетактично. Например, "Опять ты разбил тарелку! И откуда у тебя только руки растут?", "Отдай, я сам сделаю, а то ты снова нарисуешь все криво-косо".
- Гиперопека. Неуверенность возникает у тех, кому не дают право выбора. Какую прическу сделать, какие штаны надеть, в какой кружок ходить, с кем дружить - все эти задачи по силам человеку примерно с 3-5 лет. Но если его лишить возможности принимать решения в таких мелочах, то он не научится нести ответственность за свою жизнь и будет считать свое мнение всегда неправильным.
- Пренебрежение к успехам или вопросам также рождает неуверенность. Один раз посмеявшись над неудачным рисунком или "глупым" вопросом, можно навсегда отбить у ребенка желание рисовать и спрашивать.
- Неоправданные ожидания взрослых. Иногда родители хотят реализовать свои мечты через детей. Если мама мечтала в детстве о фортепиано, а папа о футболе, они начинают таскать свое чадо по кружкам, к которым у него абсолютно нет способностей. И тогда ребенок упрекает себя за неудачи в этих занятиях и переносит это состояние на остальные сферы жизни.
Признаки неуверенного ребенка
Чем раньше вы поймете, что малыш начал терять веру в себе, тем легче будет исправить положение. Неуверенность легко заметить, когда она уже полностью сформировалась в ребенке. Однако, на ранних этапах распознать ее бывает нелегко.
Вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание:
- замкнутость, нежелание общаться со сверстниками, стремление к одиночеству;
- растерянность при необходимости сделать выбор;
- робость, сложности при знакомстве с другими детьми;
- копирование чужой манеры поведения, попытка подражать лидеру в классе/детском саду/на площадке;
- заниженная самооценка, повторение фраз "у меня ничего не получится, я не смогу" и др.;
- вызывающие действия, наигранная самоуверенность;
- бессонница;
- его рисунки состоят из мелких фигур, часто встречается штриховка;
- капризы на пустом месте, медлительность;
- плохой аппетит или, наоборот, приступы обжорства;
- отказ играть с другими детьми;
- неоправданная агрессивная реакция, как способ поскорее закончить разговор;
- привычка прятать глаза, отводить взгляд, тихо говорить, "жевать" язык;
- неуверенная походка;
- нервозные, истеричные движения рук, закрытая поза тела;
- отказ от прогулок, желание закрыться в комнате и спрятаться от внешнего мира;
- привычка втягивать шею, сутулость;
- постоянные страхи и фобии;
- "каменное" выражение лица, попытка все время скрывать эмоции;
- уклонение от знакомства с новыми людьми;
- нежелание общаться с родственниками и участвовать в семейных мероприятиях.
Единичные проявления этих признаков не должны вызывать беспокойство. Но комплексное и систематическое повторение таких форм поведения говорит о том, что ребенок не уверен в себе.
Неуверенность - это не про скромность!
Скромность - это способность человека быть сдержанным, тактичным и порядочным. Она проявляется в умеренности требований, уважении к чужим чувствам без стремления к власти и высокомерия.
Хотя скромного человека можно принять за неуверенного в себе, но это только на первый взгляд. Неуверенность связана с недоверием к себе, заниженной самооценкой и страхом вызвать негативные или осуждающие эмоции окружающих.
Ребенок может быть скромным, но уверенным в себе. Важно понять эту разницу, чтобы вовремя заметить тревожные сигналы. Скромняга может оставаться в стороне, но не избегать общества, не хвастаться своими успехами, но и не прятаться от них. Это всего лишь индивидуальная особенность характера.
Неуверенность же проявляется как постоянный страх перед неудачами, сомнение в своих решениях, растерянность и робость. Именно в таком состоянии ребенок нуждается в помощи и поддержке.
Как проявляется неуверенность ребенка в соответствии с его типом MBTI
Детство - беззаботная пора, когда мир вокруг кажется огромным, восхитительным и волшебным. Но иногда эта прекрасная картина принимает мрачный вид, а любое действие сопровождается неуверенностью, чувством опасности и страхом. Это особенно актуально для детей, чей тип личности не совпадает с психотипом родителей. Тогда ребенок пытается подстроиться, "играть" чужую роль, но все равно чувствует, что его не понимают, и лишается внутренней опоры. Тип личности можно определить с помощью методики Майерс-Бриггс (MBTI). Всего их 16 (после 12 лет) и 8 типов до 12 лет, в зависимости от предпочтений ребенка.
Узнать свой тип личности и тип ребенка по МБТИ можно, пройдя тест на нашем сайте.
В чем может быть не уверен ребенок в зависимости от своего типа личности:
ISJ (ISFJ или ISTJ)
ISJ (до 12 лет) чувствует неуверенность, когда мир вокруг постоянно и неожиданно меняется. Если родители живут без графика и четкого плана, все время меняют свои решения и замыслы, ребенок оказывается сбитым с толку. Он пытается компенсировать страх перед неизвестностью, продумывая запасные варианты на все случаи жизни, старается показать себя взрослым и теряет связь с реальностью.
С возрастом ISJ развивает умение справляться с нестабильностью жизни. Иногда спонтанное изменение планов может быть даже полезно. Но не в том случае, когда они сопровождают ежедневно.
- ISFJ (после 12 лет) больше опасается конфликтных ситуаций, ссор и критики. Он сильнее нуждается в гармонии и чувстве внутреннего баланса.
- ISTJ (после 12 лет) нужна спокойная атмосфера. Его пугает переизбыток эмоций. В хаосе чувств он ощущает себя беззащитным. Особенно когда теряет контроль над своими эмоциями или попадает в компанию, где у людей слишком быстро меняется настроение.
IFP (ISFP или INFP)
IFP (до 12 лет) теряет уверенность, когда его просят что-то спланировать, делегировать свои задачи, критикуют или заставляют высказывать однозначное мнение. Он тонко чувствует все грани мира и не хочет делить его на черное и белое. Этот психотип видит больше нюансов, чем просто хорошее и плохое. Его ценности и чувства имеют много оттенков, не всегда понятных даже ему самому. В ситуациях, где его осуждают за такой гибкий подход или давят, он замыкается и отстраняется от общения.
Чем старше IFP, тем легче ему собраться с мыслями и структурировать планы. Однако, даже во взрослом возрасте это дается ему с трудом, и долго такого давления он не выдержит.
- ISFP (после 12 лет) чувствует себя неуютно, когда приходится отказаться от абстрактных мыслей и перейти к фактам, когда нужно сосредоточиться на одной, конкретной цели.
- INFP (после 12 лет) не выносит монотонной работы. Если нужно зафиксировать внимание на чем-то одном и точно следовать плану, он ощущает себя в клетке чужих желаний.
ITP (ISTP или INTP)
ITP (до 12 лет) чувствует себя неуютно, когда нужно соблюдать социальные нормы, этикет и правила поведения. Они кажутся ему наигранными и лишенными реального смысла. Он испытывает неуверенность в компании слишком открытых и импульсивных людей - он просто не знает, как себя с ними вести. Такой ребенок предпочитает скрывать свои чувства, поступать взвешенно и логично, чтобы не причинить боль окружающим.
Если заставлять его делиться своими эмоциями, то он начнет защищаться. А сам будет избегать общения с теми, кто пытается давить на него и принуждать к откровенности. С опытом ITP развивает эмпатию, учится считывать чужие чувства и адаптироваться к ним. Но постоянное эмоциональное давление всегда будет вызывать у него стресс.
- ISTP (после 12 лет) теряет уверенность, когда его просят отказаться от логики и представить себе что-то абстрактное, нереальное или непрактичное.
- INTP (после 12 лет) не любит моральных ограничений и рутины. Он не готов выполнять работу, где нельзя отойти от нормы. Жесткие требования и четкая структура вызывают у него ощущение ловушки.
INJ (INFJ или INTJ)
INJ (до 12 лет) испытывает неуверенность, когда его заставляют жить моментом, принимать спонтанные решения и быстро реагировать на изменяющуюся реальность. По этой причине ребенок может избегать коллективных игр на детской площадке или спортивных соревнований. Кроме того, он теряется, когда задание содержит слишком много нюансов и правил. Это лишает его возможности действовать интуитивно и заставляет нервничать.
Для INJ лучше выбирать одиночные спортивные занятия, где нет нужды подстраиваться под других. Со временем он учится концентрировать свое внимание, но делает это дозировано, с большими перерывами для отдыха и восстановления сил.
- INFJ (после 12 лет) ощущает неуверенность в конфликтах и ссорах, не может быстро подобрать аргументы или среагировать на действия оппонента. Он близко к сердцу принимает критику и внутренне закрывается, когда указывают на его ошибки.
- INTJ (после 12 лет) теряется от переизбытка эмоций. Он привык скрывать свои чувства и не знает, как себя вести, когда ситуации связаны с эмоциями.
EFJ (ESFJ или ENFJ)
EFJ (до 12 лет) пугают обезличенные решения, которые могут задеть или обидеть других. Это тонко чувствующий ребенок, и сухие, бездушные факты его нервируют. Ему трудно сделать выбор, когда он знает, что может навредить кому-то. Он становится неуверенным, если его заставляют принимать такие решения. Например, двое друзей требует сказать, кого он больше ценит и любит. Сомнение и боязнь кого-то обидеть лишают его покоя.
Кроме того, EFJ чувствителен к критике. Он превращает негатив в личные комплексы, от которых сложно избавиться. Теряя веру в свои силы, становится отчужденным и боится сближаться с людьми, чтобы не создавать травмирующих ситуаций. По мере взросления EFJ учится отделять личные чувства от мнения окружающих и начинает спокойнее относиться к чужим словам. Однако, необходимость делать такой выбор все равно его угнетает.
- ESFJ (после 12 лет) живет настоящим и не хочет продумывать отдаленные последствия своих действий. Он чувствует неуверенность, когда нужно давать обещания на будущее.
- ENFJ (после 12 лет) нуждается в разнообразии. Рутина и монотонные, повторяющиеся процессы угнетают. Он лучше представляет себе результат своей работы, а не пути его достижения.
ENP (ENFP или ENTP)
ENP (до 12 лет) становится неуверенным, когда приходится действовать по шаблону, помнить множества правил, фактов и деталей. Этот ребенок живет интуицией, он каждый раз заново анализирует ситуацию и принимает решение по наитию. Рутинные обязанности и многократное повторение одних и тех же действий вызывают у него скуку и даже депрессию. Защищая свои внутренние потребности, ребенок этого психотипа начинает спорить или погружаться в свой творческий, выдуманный мир.
Иногда ENP бывает полезно сосредоточиться на деталях и правилах, но постоянно работать в таких условиях он не сможет
- ENFP (после 12 лет) остро реагирует на ссоры и разногласия, в которых задевают его личные ценности. В споре ему часто не хватает аргументов. Опираясь на интуицию, он не всегда может объяснить свой выбор и агрессивно отвечает на нападки со стороны.
- ENTP (после 12 лет) неуверенно чувствует себя в эпицентре эмоций и старается держаться подальше от темпераментных людей. Он не хочет поддаться чужому настроению и совершить какую-то ошибку.
ESP (ESFP или ESTP)
ESP (до 12 лет) ощущает неуверенность, когда приходится брать на себя долгосрочные обязательства. Он не любит пустых, теоретических разговоров "ни о чем". Ребенок сосредоточен на фактах и сегодняшнем дне. Этот тип личности предпочитает иметь дело с реальными вещами, которые можно потрогать. Абстрактные разговоры и теории делают его нерешительным, а необходимость порассуждать о чем-то далеком и нереальном пугает. Он ощущает растерянность, когда его пытаются втянуть в авантюру или заставляют действовать необдуманно.
Со временем ESP учится быстрее анализировать данные и принимать решения, но предпочитает все взвешивать в спокойной обстановке.
- ESFP (после 12 лет) теряет решимость перед напором критики и бестактных замечаний. Гармония вокруг имеет решающее значение для его уверенности в себе.
- ESTP (после 12 лет) старается избегать эмоциональных ситуаций. Там, где остальные говорят на повышенных тонах, этот ребенок чувствует неуверенность и раздражение.
ETJ (ESTJ или ENTJ)
ETJ (до 12 лет) испытывает неуверенность, когда приходится говорить о чувствах. У него слабо развита эмпатия и эмоциональная сторона личности. Холодная логика и факты ему ближе. Когда нужно проанализировать собственные ощущения или передать их словами, он становится раздраженным и потерянным. Ему трудно понять даже свои эмоции, не говоря о том, чтобы распознать чужие. Моральное давление и желание родителей поговорить о каких-то личных переживаниях вызывают у него стресс и тревогу.
Постепенно он учится эмпатии, но не интуитивно, а на практике и чаще запоминает, как выглядит проявление разных чувств. Так он может сопоставить свое состояние и осознать личные эмоции.
- ESTJ (после 12 лет) тяжело продумывать свои планы на будущее. Ему нелегко прогнозировать и предсказывать результаты событий.
- ENTJ (после 12 лет) не любит выполнять повторяющиеся действия и монотонную работу. Он хорошо понимает общую идею, но не может сосредоточиться на мелких деталях.
Как выглядит уверенный в себе ребенок
Уверенность в себе - надежная опора для формирования личности и характера. Это умение мечтать, верить, пробовать, ошибаться, преодолевать трудности и оставаться счастливым.
Качества уверенного ребенка:
- Способность дать отпор, постоять за себя и других. Вера в себя и свои силы помогает отделять хорошее от плохого. И если ребенок сталкивается с несправедливостью, то старается повлиять на ситуацию, изменив ее в лучшую сторону.
- Спокойное отношение к критике. Он воспринимает замечания как возможность что-то улучшить или как еще одно мнение. Ребенок не считает себя плохим только потому, что совершил ошибку.
- Искренность. Свободно выражает свои чувства, радость и грусть, восторг и уныние. Знает, что имеет право испытывать эмоции и не пытается быть "правильным" для окружающих.
- Ощущение собственной ценности. Даже если в ребенке нет желания стать лидером, он остается уверенным в себе. Будучи частью общества, он доволен своим местом, считает себя значимым и важным "винтиком" команды.
Рекомендации родителям
Ребенок в силу своего возраста и опыта не может сам осознать и преодолеть свою неуверенность. Родителям важно не просто распознать проблему, но и предотвратить ее повторение в будущем.
Несколько рекомендаций, как помочь своему ребенку справиться с неуверенностью:
- откажитесь от критики и придирок, не делайте замечания по каждой мелочи;
- проявляйте безусловную любовь, помогайте советами тактично, без давления;
- перестаньте ругаться с остальными членами семьи в его присутствии;
- поручайте ему посильные задачи по возрасту (например, расставить тарелки перед ужином);
- помогите развить навыки общения, возможно, с помощью специальных курсов и секций;
- одобряйте игры с детьми младше него;
- будьте справедливы к его способностям, хвалите реальные достижения;
- рассказывайте о своих проблемах, которые доступны и понятны ребенку - это поможет ему осознать, что проблемы являются частью жизни, и их нужно решать;
- позвольте ему ошибаться, обсуждайте причины ошибок, но не упрекайте;
- чаще разговаривайте о его мыслях, чувствах, желаниях, покажите их значимость;
- найдите хобби, где он действительно может добиться успеха;
- акцентируйте внимание на сильных качествах и отмечайте даже маленькие победы;
- поддерживайте в нем желание пробовать что-то новое и экспериментировать;
- поощряйте самостоятельность;
- используйте игры для развития уверенности;
- создайте для ребенка образ положительного героя, к которому нужно стремиться (но не сравнивайте с ним);
- учите его эмоциональной грамотности;
- интересуйтесь его мнением и хвалите за инициативу.
Чего не стоит делать, если ваш ребенок не уверен в себе
Мало понять, как развить уверенность, нужно еще знать, что категорически нельзя делать родителям неуверенного ребенка. "Запрещенные приемы" взрослых, которые подавляют уверенность:
- крик и физическая сила;
- агрессивные эмоции, вымещение злости и негатива на малыше;
- постоянная критика;
- сравнение с другими детьми;
- излишняя и незаслуженная похвала;
- сдерживание инициативы и самостоятельности ребенка, гиперопека;
- наказание за каждый промах;
- бестактные замечания, оскорбления, насмешки;
- подчеркивание недостатков;
- пренебрежение к его чувствам;
- подавление негативных эмоций, отказ их обсуждать;
- нежелание учитывать способности и стремления ребенка;
- моральное давление при принятии решений.
Чтобы лучше узнать вашего ребенка, предлагаю вам посмотреть первые 2 бесплатых урока моего курса по детским типам личности. Данный курс поможет вам научить ребенка управлять временем, снизить конфликтность между братьями и сестрами, снизить уровень стресса у всей семьи, качественно мотивировать ребенка, а также чтобы подобрать для ребенка школу и кружки и даже будущую профессию, в соответствии с его врожденным типом личности.
Комментарии