Почему импульсивные покупки стали нормой
Не так давно покупка чего-либо — импульсивная или нет — подразумевала реальный поход в магазин, время на раздумья и, возможно, небольшие физические усилия. Некоторые типы личности по MBTI (особенно интроверты) настолько ненавидели эти мелкие, но изнурительные встречи с окружающими, что каждый выход из дома за покупками был под сомнением.
Затем появился онлайн-шопинг. Возможность получить товар в один клик, на следующий день, приводит к тому, что любое мимолетное желание превращается в потенциальную покупку. Ведь пауза на размышления заменена мгновенным, легким удовлетворением от получения новой вещи. Импульсивных покупателей становится все больше, и чаще приобретаются товары, которые на самом деле не нужны.
Многих можно заманить распродажами и скидками, но не стоит забывать и про тип личности, который влияет на покупки сильнее, чем вы думаете. Ниже мы разделим 16 типов по Майерс-Бриггс на 4 темперамента - NF, NT, SP, SJ - и расскажем, как сократить количество импульсивных покупок.
Если вы еще не знаете, к какому типу личности относитесь, пройдите наш бесплатный тест.
NF (интуиция - чувство)
Вы готовы потратиться, если вещь западет в душу.
INFJ, ENFJ, INFP и ENFP могут делать импульсивные покупки, но чаще всего не жалеют денег на благотворительность и помощь друзьям. Это может быть оплата спа-процедур для близкого, переживающего непростой период, или ужина для коллег в честь выполнения рабочего плана.
На решения NF-типа часто влияет атмосфера вокруг. Он точно заинтересуется магазином с душевной атмосферой, брендом с вдохновляющей историей, компанией, жертвующий в приюты для животных или продающей одежду из переработанных материалов. Для него важен не только продукт, но и его смысл.
Как людям с NF-типом остановить импульсивные покупки:
-
Следуйте правилу “12 часов”. Идеалистичность делает вас особенно уязвимым к маркетинговым приемам, вызывающим “приятные ощущения”. Лучшая защита - подождать несколько часов, прежде чем кликнуть по ссылке. Спросите себя: действительно ли покупка отражает ваши ценности или вы поддаетесь навязанному соблазну?
-
Установите бюджет на благотворительность. Быть щедрым - замечательно, но важно определить на эти цели конкретную ежемесячную сумму. Тогда сможете поддерживать других, не испытывая финансовых трудностей.
NT (интуиция - мышление)
Вы готовы потратиться на обучение.
INTP, ENTP, INTJ и ENTJ редко совершают необдуманные покупки. Добавить что-то в корзину просто так — не ваш стиль. Вы, скорее всего, оплатите хобби или обучение, которые принесут пользу в будущем. Например, можете потратить больше на игровое оборудование, гаджеты, онлайн-курсы или путешествия, потому что для вас стоящая покупка - та, которая помогает достичь крупной цели.
Риск для NT в том, что расходы могут расти как снежный ком под видом “для личностного развития”. Покупки кажутся нужными, поэтому легко найти оправдание еще одной книге, еще одному онлайн-марафону или сессии с коучем.
Как людям с NT-типом остановить импульсивные покупки:
-
Попробуйте перед покупкой. Скачайте бесплатный образец или протестируйте устройство в магазине. Это позволит удовлетворить любопытство и избежать покупок, которые могут оказаться бесполезными в перспективе.
-
Отпишитесь от уведомлений о новых продуктах. Перестаньте читать рекламные письма и ежесекундные оповещения в приложениях. Вы купите товары, когда они вам будут действительно нужны, а не когда вас заставит сделать это реклама.
SP (сенсорика - восприятие)
Вы готовы потратиться на развлечения.
ISTP, ISFP, ESTP и ESFP живут настоящим и тратят немало денег на то, чтобы сделать свою жизнь интересной и приятной прямо сейчас. Вас легко соблазнить билетами на концерт, поездкой на выходные или участием в квесте - всем тем, что дарит мгновенное удовольствие и острые ощущения. Если что-то обещает волнение, вы уже готовы.
Тактильность и эстетичность тоже влияют на покупки. Например, можете раскошелиться на куртку просто потому, что ткань приятная на ощупь, или согласиться на дорогой ужин только потому, что блюда ресторана выглядят как произведения искусства. Расходы могут быстро расти, когда “побаловать себя” становится образом жизни. Но покупки, сделанные в порыве сиюминутного желания, не всегда приносят радость.
Как людям с SP-типом остановить импульсивные покупки:
-
Подумайте, порадует ли вас новая вещь завтра. Прежде чем совершать покупки, спросите себя: “Будет ли мне это по-прежнему интересно завтра, в следующем месяце, в новом году?”. Если ответ “Нет”, держите кошелек закрытым.
-
Запланируйте бюджет. Для вас важна свобода, поэтому откладывайте с зарплаты определенную сумму в “фонд развлечений” и позволяйте себе спонтанные приключения, не опустошая бюджет.
SJ (сенсорика - суждение)
Вы готовы потратиться на безопасность и традиции.
ISTJ, ISFJ, ESTJ и ESFJ чаще всего имеют сбережения и склонны копить, а не тратить. Вы осторожны с деньгами и практичны — не допускаете импульсивности и рассматриваете покупки как инвестиции, поэтому планируете их заранее. Если и тратите много, то на вещи, которые помогают чувствовать себя комфортно или важны для ваших близких. Распродажи товаров первой необходимости могут подтолкнуть вас к большим тратам и оправдать перерасход средств на подарки семье к предстоящим праздникам.
Если покупка кажется полезной или приносит пользу семье, вы не воспринимаете ее как импульсивную. Это приводит к тому, что шкафы забиты “на всякий случай”, а бюджеты на отпуск растут из года в год. Со временем эти, казалось бы, разумные покупки опустошают банковские счета больше, чем случайные траты, которых вы старательно избегаете.
Как людям с SJ-типом остановить импульсивные покупки:
-
Планируйте траты. Выделите конкретные даты или поводы, чтобы побаловать себя и других. Вы будете с нетерпением ждать запланированных трат и не станете расходовать деньги без веской причины.
-
Откройте отдельный счет для дополнительных расходов. Откладывайте определенную сумму каждый месяц на подарки, праздничные расходы или пополнение запасов. Заранее установив лимит, вы и себя побалуете, и не потратите лишнего.
Читай больше о своем типе личности в нашем разделе "Блок"
Комментарии