Главная / Блог / Как эффективно выстроить коммуникации в команде - 4 шага к успеху

Как эффективно выстроить коммуникации в команде - 4 шага к успеху

Яна Шмидт
Сертифицированный практик MBTI, коуч ICF, дипломированный психолог.
Содержание

Найти точки соприкосновения в коллективе - важный этап на пути к большой цели. В статье разберемся, как объединить сильные качества каждого участника и сделать коммуникацию в команде более эффективной.

Почему коммуникация между сотрудниками - это важно?

Эффективное общение - это не просто обмен информацией, это создание связей и поддержание отношений внутри команды, с коллегами и клиентами. Все это требует практики и терпения.

Существует разные виды общения:

  • вербальное;
  • письменное;
  • невербальное;
  • активное слушание.

Ваш стиль общения, скорее всего, включает 1 или 2 из вышеперечисленных видов, и то же самое относится к членам вашего коллектива. Допустим, вам комфортнее говорить по телефону, а не писать письма на электронную почту, другому же человеку привычнее обратная ситуация. Когда вы осознаете, что такие различия имеют место быть, вы можете подстроить свой стиль общения под другого участника команды и тем самым, сделать отношения с ним более прочными.

Развитие навыков общения помогает минимизировать конфликты, принимать более обоснованные решения, сохранять позитивный настрой и получать удовольствие от работы в команде. В этом случае вы способны даже плохие новости преподнести так, что они не станут источником негатива в коллективе. Кстати, согласно исследованиям, большая часть сотрудников предпочитают услышать плохие новости, чем вообще ничего. О чем это говорит? О том, что пора улучшать коммуникацию в команде!

Как улучшить коммуникацию в команде

Наладить общение в командной работе поможет тест на типы личности по MBTI (Майерс-Бриггс). Согласно этой методике, существует 16 типов личности, каждый из которых по-разному получает и обрабатывает информацию. Зная индивидуальные особенности участников, можно в разы улучшить коммуникацию всей команды.

Данный тест помогает людям лучше понять себя, и эти знания могут пригодиться не только в личной жизни, но и на работе. Представьте себе рабочий коллектив, в котором все понимают друг друга, в связи с чем конфликты сведены к нулю. К такому результату можно прийти с помощью типологии MBTI.

Методика Майерс-Бриггс разделяет людей на 4 большие группы:

  • как мы получаем энергию (экстраверсия или интроверсия);
  • как мы воспринимаем информацию (сенсорика или интуиция);
  • как мы принимаем решения (мышление или чувство);
  • как мы взаимодействуем с миром (суждение или восприятие).

Почему это важно на работе? Все просто: разные типы личности предпочитают разные стили общения. Одни прямолинейны и рассуждают логически, другие руководствуются чувствами и ставят себя на место собеседника. Понимая эти различия, можно адаптировать свои навыки общения под членов команды, и тогда эффективность коммуникации будет на высшем уровне.

Рекомендуем участникам вашей команды пройти тесты на нашем сайте. Это поможет не только узнать сильные стороны каждого, но и сплотить коллектив.

Связь когнитивных функций по MBTI и общения в коллективе

Каждый тип личности по Майерс-Бриггс состоит из 4 букв, но есть еще когнитивные функции, которые помогают понять, каких взглядов на жизнь придерживаются члены команды и как делают выбор. Они могут быть экстравертными (человек ориентирован на внешний мир) или интровертными (внутренний мир), связаны с сенсорикой (внимание к фактам и деталям) и "чувством" (эмоции и моральные ценности), "мышлением" (логика и рациональность) или "интуицией" (абстрактные рассуждения и поиск возможностей):

Когнитивные функции проявляются в определенном порядке, от доминирующих к теневой. Это кажется сложным, но как только вы узнаете доминирующие и вспомогательные функции человека, вы поймете, как улучшить коммуникацию с ним:

  • Доминирующая. Ее проявление естественно и комфортно для человека, она используется чаще остальных, про нее говорят - "на автомате". Она нужна, чтобы обработать информацию или принять решение. Данная функция - основной способ взаимодействия с миром. К примеру, если доминирующей функцией является экстравертное мышление, человек, скорее всего, будет опираться на логику, структурированно подходить к делам, стремиться к эффективности и организованности.
  • Вспомогательная. Она вторая по важности, ее задача - поддерживать и уравновешивать доминирующую функцию. Вспомогательная может не проявляться "автоматически", но влияет, на то, как человек думает и действует. Так, если вспомогательная функция — интровертная интуиция, человек хочет понять будущие возможности и найти скрытые значения.

Две эти функции создают баланс личности. Если доминирующая - экстравертная, вспомогательная будет интровертной, и наоборот. Этот баланс помогает ориентироваться в окружающем мире, сочетать внешний и внутренний фокус, а также обрабатывать ситуации с точки зрения логики и эмоций, хотя точная "смесь" зависит от конкретного типа личности.

Пошаговое руководство для эффективного взаимодействия в команде

Теперь, когда мы разобрали теорию, давайте приступать к практике!

Шаг 1: Определяем когнитивные функции членов команды.

Важно, чтобы каждый сотрудник прошел тест на тип личности по MBTI. Далее нужно определить доминирующие и вспомогательные функции. Сделать это просто: у каждого типа свой порядок из функций, который можно посмотреть в таблице ниже:

Тип личности Доминирующая функция Вспомогательная функция
ESTP Se Ti
ESFP Se Fi
ENFP Ne Fi
ENTP Ne Ti
ESTJ Te Si
ESFJ Fe Si
ENFJ Fe Ni
ENTJ Te Ni
ISTJ Si Te
ISFJ Si Fe
INFJ Ni Fe
INTJ Ni Te
ISTP Ti Se
ISFP Fi Se
INFP Fi Ne
INTP Ti Ne

Например, если кто-то из вашей команды относится к INTP, его доминирующая функция — Ti (интровертное мышление), а вспомогательная — Ne (экстравертная интуиция).

Шаг 2: Соединяем когнитивные функции.

Каждой когнитивной функции свойственен уникальный стиль общения:

  • Se: сосредоточен на реальности, предпочитает четкие, конкретные факты и детали.
  • Ne: любит обсуждать возможности и идеи, ценит мозговые штурмы и творческое мышление.
  • Te: предпочитает логическое, структурированное и эффективное общение, сразу переходит к сути.
  • Fe: ценит гармонию и согласие, внимателен к другим и способен сочувствовать.
  • Si: опирается на прошлый опыт, ценит пошаговые инструкции и последовательность.
  • Ni: видит общую картину и будущие последствия, хочет обсуждать стратегии и долгосрочные цели.
  • Ti: анализирует и классифицирует информацию, ценит логическую последовательность и точность.
  • Fi: ценит искренность и чужое мнение, верен своим моральным принципам.

Шаг 3: Подбираем индивидуальный стиль общения.

Зная доминирующие и вспомогательные когнитивные функции членов команды, вам под силу подстроить свой стиль общения под любого из них. Например, человеку с доминирующей Se важны четкие инструкции и факты, с доминирующей Fi - искренность и моральные ценности, со вспомогательной Ti - логика и анализ, со вспомогательной Ne - участие в мозговых штурмах.

Шаг 4: Мотивируем других

Поделитесь этими знаниями со своей командой! Вдохновите их определить собственные когнитивные функции и учитывать чужие при общении. Это улучшит коммуникацию, эмпатию и взаимопонимание в команде.

5 советов по продуктивному общению с командой

"Правильная" коммуникация имеет решающее значение для успеха команды. Но как эффективно общаться, работая с разными типами личности? Возможно, в коллективе есть F-тип, которого нужно подбодрить при начале проекта, или TJ-тип , который преуспевает в самостоятельных заданиях и неохотно просит о помощи. Если вы хотите улучшить коммуникацию, понимание каждого человека поможет донести свой посыл понятным языком до каждого и задать тон для команды.

Совет 1. Слушайте с сочувствием

Эффективное общение невозможно без слушания. Слушать с эмпатией означает не просто слышать, что вам говорят, а не перебивать и показывать, что вы понимаете точку зрения собеседника. Такой подход особенно ценят типы личности, которым трудно высказываться из-за страха неудачи или отвержения, - INFJ и INFP.

Эмпатия также означает понимание стилей общения членов команды. Вы сможете соответствующим образом адаптировать свои слова и создать "безопасную среду" для каждого, кто готов рассказать о своих идеях и креативных решениях.

На заметку: запланируйте разговоры с каждым членом команды один на один. Если кто-то испытывает эмоциональные трудности во время общения, он, вероятно, будет более спокоен, если сможет поделиться мыслями с глазу на глаз.

Совет 2. Оставьте место для творчества

Существует два типа мышления: закрытое и открытое. Первое заметно, когда человек проявляет жесткость и выглядит напряженным, второе - когда человек восприимчив к окружающей обстановке, шутит и подходит к рабочей задаче играючи. Считается, что креативные мысли приходят именно во втором случае.

Руководители часто хотят, чтобы члены коллектива проявляли креативность, но сами не оставляют им пространства для творчества, "прижимая" правилами, всевозможными ограничениями и монотонностью. Например, INTP и ENTP чувствуют вдохновение, когда вокруг постоянно что-то меняется. Они способны предложить интересные идеи, если позволить им работать в более свободных условиях.

На заметку: проводите мозговые штурмы без давления на участников команды. Постарайтесь создать расслабленную обстановку, в которой каждый сможет высказаться.

Совет 3. Давайте обратную связь

В большинстве случаев участники коллектива не любят работать под постоянным контролем, но им нужна обратная связь, чтобы оценить свою продуктивность и найти способы повысить ее. Например, ESTP и ENTJ ценят, когда им делают подробные замечания и говорят о чем-то конкретном. Но есть и типы личности, которые близко к сердцу принимают критику, поэтому желательно сделать акцент не на ошибках, а на том, как можно улучшить результат.

На заметку: при общении с F-типами, которые более чувствительны к чужому мнению, сначала похвалите за то, что они сделали хорошо, затем выскажите замечание, а после еще раз поблагодарите за старания. Актуален и вопрос предпочтительных фраз для командного общения - не стоит разговаривать с участниками команды грубо, свысока или презрительно.

Совет 4. Четко формулируйте задачи

Эффективность команды приводит к достижению цели. Важно, чтобы руководитель четко понимал эту цель и смог донести до каждого, чего от него ждут. Одно из главных его качеств - направить сотрудника в нужное русло, если он не знает, что делать. Необходимо объяснить членам команды детали и обосновать, почему вы пошли выбранным путем - чтобы все понимали, что стоит за тем или иным решением.

На заметку: сообщайте о любых предстоящих изменениях коллективу. Особенно это оценят ESFJ, ISFJ, ISTJ и ESTJ, которые теряются в неожиданных ситуациях.

Совет 5. Будьте открыты для каждого участника

Для одних типов личности высказывать личное мнение руководству - дело привычное, для других, особенно интровертов, - это сложная задача. Более того, INTJ и ISTJ, которые любят работать в одиночку, могут не просить о помощи, даже если им приходится прилагать титанические усилия для решения поставленных задач.

Важно, чтобы руководитель убедил коллектив, в том, что просить помощи, делегировать обязанности и делиться своим мнением - это нормально.

На заметку: интересуйтесь мнением команды не только, когда все участники в сборе, но и у каждого в отдельности, с глазу на глаз.

Роль лидера — поддерживать команду на пути к успеху. Когда в коллективе царит доверие и каждому понятны общие цели, это мотивирует сотрудников высказывать свою точку зрения и участвовать в принятии решений. Тест на тип личности по МБТИ станет вашим помощником на пути к лучшим результатам!

Повысьте эффективность команды с помощью MBTI тестирования сотрудников

Комментарии

Вы уже знакомы со своим типом личности?

Если нет, предлагаем ↓
Если нет, предлагаем
Мы сохранили ваш прогресс, вернитесь к тесту в любой момент
Жмите на кнопку, как будете готовы перейти к оплате