Главная / Блог / Психология детского спорта как основа для мотивации и высоких результатов

Психология детского спорта как основа для мотивации и высоких результатов

Яна Шмидт
Сертифицированный практик MBTI, коуч ICF, дипломированный психолог.
Содержание

В статье разберемся, как спортивная психология помогает детям и подросткам развивать свои сильные стороны и добиваться целей. Вы узнаете, какие есть способы работы со спортсменами и как выбрать самый эффективный.

Спортивная психология в качестве мотивации

Спортивная психология - это направление психологии, которое изучает влияние индивидуальных особенностей характера и темперамента спортсменов на их достижения, способность находить общий язык с тренером и другими игроками в команде, а также на желание побеждать. С ее помощью наставники находят подход к спортсменам и улучшают их результаты.

Особое значение имеет детская спортивная психология. В юном возрасте нередко возникают проблемы с мотивацией и уверенностью в своих силах. Ребята могут бросить спорт из-за плохих отношений с тренером или с командой либо из-за отсутствия конкретных целей. Такого сценария можно избежать, если обратиться за помощью к специалисту. 

В основе спортивной психологии лежит мотивация к победам. Зачастую дети приходят в спорт по желанию родителей. Не все хотят заниматься, ведь это тяжелый труд. Важно заинтересовать ребенка и найти к нему особый подход. Психологи помогают разобраться, какие цели являются для каждого наиболее желанными, и направляют детей по правильному пути. Кто-то хочет почувствовать вкус победы, для кого-то на первом месте - саморазвитие и работа над своим телом, а некоторые идут в спорт, чтобы обрести новых друзей. В каждом случае подход к детям должен быть разным.

Спортивная психология помогает развивать в детях качества "настоящего борца". Спортсмены с высокой стрессоустойчивостью и  волей к победе имеют преимущества над другими. Если взять двух примерно одинаковых игроков, то победить больше шансов у того, кто подготовлен к соревнованиям не только физически, но и психологически.

Методы работы с детьми

Существует 7 основных методов работы с детьми, занимающихся спортом:

  • Групповые тренинги. Психолог работает с несколькими спортсменами или даже с целой командой, помогая развивать коммуникативные навыки. Это крайне важно для командных видов спорта. Групповые тренинги воспитывают лидерские качества, учат детей взаимодействовать между собой и находить выход из сложных ситуаций.
  • Индивидуальные беседы. Специалисты часто работают не только с детьми, но и с тренерами. Такой подход позволяет более эффективно решать проблемы, возникающие у юного спортсмена в процессе тренировок или при общении с командой. Индивидуальные консультации помогают побороть страх перед соревнованиями.
  • Игры. Развивают навыки общения, прививают такие качества, как взаимовыручка, ответственность и смелость. Занятия в такой форме помогают детям раскрыться, избавиться от комплексов и насладиться процессом игры.
  • Занятия по управлению эмоциями. Во время тренировок и соревнований спортсменам приходится сталкиваться с разочарованиями. Есть специальные методики, помогающие воспитать стрессоустойчивость и выдержку, без которых в спорте не обойтись.
  • Тренинги по улучшению концентрации и внимания. Спортсмены должны быть максимально собранными, поэтому в спортивной психологии концентрационные занятия имеют особое значение.
  • Типология Майерс-Бриггс (MBTI). Выявление сильных качеств ребенка и способов мотивации на основе его типа личности.
  • Поддержка родителей. Спортивные результаты зависят от поведения взрослых в семье, от их готовности понимать и поддерживать, а также правильно мотивировать. Психологи часто работают не только с юными спортсменами, но и с их родителями.

В зависимости от конкретной ситуации могут быть применены отдельные методы работы из списка или все сразу. Комбинация разных тренингов и занятий помогает добиться наилучших результатов.

Как MBTI помогает в работе с детьми и подростками

Одним из методов работы с детьми является индивидуальный подход к каждому спортсмену с учетом типологии MBTI. В соответствии с данной классификацией люди делятся на 16 типов в зависимости от их предпочтений:

Как знание типов личности детей и подростков по МБТИ помогает в спортивной психологии:

  • Выявить лидеров в команде и развить их сильные качества. Далеко не все хотят быть в центре внимания и вести других игроков за собой. Нужно дать возможность проявить себя тем, у кого есть эти задатки, например, ENTJ. А, допустим, ISFP станет идейным вдохновителем команды.
  • Мотивация в зависимости от типа личности. Одних детей вдохновляют победы на крупных соревнованиях, восхищение сверстников и возможность похвалиться наградами, а другим важнее доказать что-то самим себе. Знание об этих различиях позволяет индивидуально подойти к работе с каждым ребенком. Например, экстраверта лучше хвалить при всех и делать акцент на его победах, а с интровертом нужно беседовать наедине.
  • Упор на сильных сторонах каждого спортсмена. Например, дети типа ISTJ - ответственные, терпеливые, усердные и дисциплинированные. Они готовы выполнять все требования тренера и часами оттачивать свое мастерство. В команде они - "рабочие лошадки", на которых всегда можно положиться. В то время, как ENFP не отличаются терпением, зато у них развиты лидерские качества.
  • Формирование командного духа. Зная типы личности маленьких спортсменов, можно собирать сбалансированные команды, где каждый сможет раскрыть свой потенциал. Например, ребенок-экстраверт может быть капитаном, а интроверт - пошагово рассказать, как добиться результата.
  • Возможность донести информацию. Бывает так, что не все дети понимают тренера. Причина в разных способах восприятия информации. Например, дети-сенсорики лучше усваивают четкие инструкции и распоряжения. Им нужно подробно рассказать о том, куда пойти и что сделать, а лучше показать на собственном примере. Интуитивным достаточно задать направление и сказать о том, что в итоге от них требуется. Они сами додумаются, как это сделать. Знание этих особенностей помогает доносить информацию так, чтобы она была понятна каждому ребенку.
  • Работа с эмоциями и стрессом. В соответствии с типологией Майерс-Бриггс, чувствующие типы больше подвержены стрессам и принимают все близко к сердцу. Дети с T-типом более рациональны и лучше справляются с эмоциями. Если ребенок чувствующего типа расплакался на тренировке или после выступления, не нужно говориться ему: "Соберись, возьми себя в руки!". В этот момент лучше помочь ему успокоиться.
  • Поддержка от родителей. Зная о том, к какому типу принадлежит ребенок, родитель понимает, почему он ведет себя так или иначе, как его поддержать и заручиться его доверием. 

Работа с детьми и подростками требует не только профессиональных знаний в спорте, но и глубокого понимания их психологии. Спортивная психология в сочетании с типологией MBTI помогает создать комфортную и эффективную среду, в которой ребенок сможет раскрыть свой потенциал. Например, тренер, знающий детские типы личности, способен вдохновлять и поддерживать своих подопечных, учитывая особенности каждого. Это помогает развить уверенность в детях, эмоциональную устойчивость и навыки работы в команде. Все эти качества пригодятся не только в спорте, но и в жизни.

Задачи спортивной психологии

Спортивная психология помогает решить многие проблемы, возникающие во время тренировок или выступлений. Ее основные задачи:

  • Помощь детям в преодолении стрессов. Помогает выдерживать нагрузки во время тренировок и переживать неудачи в соревнованиях. Крайне важно, чтобы юные спортсмены умели делать правильные выводы и идти дальше. Неудачи не должны сломить, ведь это всего лишь препятствия, которые нужно с достоинством преодолеть.
  • Обучение тренеров эффективным методикам и навыкам работы с детьми. Наставники часто не учитывают индивидуальные особенности каждого спортсмена, а это сильно влияет на результат. Спортивная психология помогает понять, как общаться с детьми и мотивировать их на результат.
  • Обучение работе в команде, что особенно важно для командных видов спорта.
  • Поддержание комфортной атмосферы в команде, помощь в разрешении конфликтов, которые могут возникнуть между детьми или между ребенком и тренером. 
  • Поддержка спортсменов перед соревнованиями, мотивация на результат, работа с концентрацией внимания и повышение уверенности в себе.
  • Помощь каждому ребенку, который столкнулся с трудностями. "Не вижу смысла заниматься дальше", "Я устал", "У меня ничего не получается" - со всеми этими запросами работает спортивная психология. 

Главной задачей детской спортивной психологии является создание условий для того, чтобы ребята могли реализовать себя в спорте и показать высокие результаты, параллельно развиваясь как личности. Занятия спортом должны приносить радость. Если после проделанной работы ребенок чувствует себя комфортно, с удовольствием идет на тренировки и побеждает, то задачи достигнуты.

Если вы тренер или работник детской спортивной школы, то вам будет полезно познакомиться с основами различных типов личности. Это существенно упростит вам работу. Вы разберетесь в том, какие различия у детей бывает и сможете лучше скорректировать свою работу, чтобы ваши спортсмены добивались результатов. Когда вы примените эти знания, то получите: 

  • Более эффективные тренировки.
  • Довольных и мотивированных детей.
  • Увеличение числа клиентов благодаря вашему уникальному подходу и высокому результату ваших учеников.
  • Вы сможете объяснять родителям особенности их ребенка, давать рекомендации по поддержке и развитию, что укрепит доверие к вам как к профессионалу.
  • Удовлетворение от работы, когда вы видите, как каждый ребенок раскрывает свои способности.

Первые 2 урока курса - бесплатные.

Комментарии

Вы уже знакомы со своим типом личности?

Если нет, предлагаем ↓
Если нет, предлагаем
Мы сохранили ваш прогресс, вернитесь к тесту в любой момент
Жмите на кнопку, как будете готовы перейти к оплате